Основные понятия

Проект — работа созданная в программе Scratch и сохраненная под именем на диске или в облаке. Проект хранит все включенные в него спрайты и их костюмы, скрипты, фоны и звуки. Проект может быть о чём угодно. Существует несколько основных типов проектов: игры, истории, музыкальные, открытки, рисунки и др. Файл проекта Scratch последней версии имеет расширение .sb2.

Сцена – это задний фон проекта. На нём происходят все видимые действия. Сцена может содержать скрипты, фон и звуки, этим она похожа на спрайты. Однако сцена не может использовать блоки движения и блоки размера. Никто из спрайтов не может жить без сцены – она всегда находится на фоне спрайтов.

Спрайт – объект (персонаж), созданный пользователем, загруженный или найденный в библиотеке спрайтов. Спрайты - это действующие лица вашего проекта. Во многих проектах, есть как минимум один спрайт, который в отличие от сцены может передвигаться.

Блок – это элемент-пазл, используемый для создания скриптов в Scratch. Блоки крепятся друг к другу с помощью специальных выступов. Все блоки имеют свой уникальный цвет и разбиты на разделы по категориям. Некоторые из них имеют области для вставки других блоков и при попытке поместить туда что-то неподходящее, будет синтаксическая ошибка.

Скрипт – это несколько соединённых блоков в Scratch. Сами блоки и их порядок очень важен, так как они определяют, что будет делать спрайт или сцена. Для одного спрайта или сцены может использоваться несколько скриптов. Также к скрипту можно прикрепить комментарий.

Дополнительные понятия

Комментарий - краткое описание действий скрипта или какой-либо его части, размещенное в области скриптов.

Костюм - внешний вид спрайта. У спрайта может быть несколько костюмов. Их можно менять используя соответствующие блоки.

Звуки - звуковое сопровождение, которое может быть добавлено как к спрайту, так и сцене.

Фон - внешний вид сцены. Как и костюм для спрайта, сцена может иметь несколько фонов.

Элементы интерфейса

Панель меню - область окна в которой расположены команды: смены языка (глобус), файл (открытие, сохранение, публикация), редактирование (восстановление, запуск в турбо-режиме), подсказки (справка), о программе (ссылка на сайт Scratch).

Панель инструментов - область в которой расположены инструменты для работы с выделенным спрайтом (дублировать, удалить, увеличить, уменьшить) и умная справка по блокам (при нажатии на любой блок открывается справка по нему и примеры использования).

Панель управления проектом (сценой) - область над сценой включающая в себя кнопки: развернуть во весь экран, запуск по флажку (запускает скрипты, если в них используется блок "Когда щелкнут по флажку"), стоп (останавливающая выполнение всех скриптов).

Панель отображения текущих координат курсора мыши - отображает координаты кончика курсора мыши. Нужно помнить что сцена в Scratch представляет собой систему координат, где центр сцены имеет координату (0,0). 

Панель инструментов создания спрайта и сцены - область предлагающая 4 разных способа создания: из библиотеки, рисование, из папки, с веб-камеры.

Список спрайтов - область где хранятся все используемые спрайты в проекте.

Кнопка сворачивания окна сцены - применяется для более удобной работы со скриптами.

Панель вкладок: спрайт, костюм, звуки - используется для переключения видов отображения области под ней.

Панель переключения типов блоков - переключает палитры блоков в соответствии с выбранным в ней типом (цветом).

Палитра блоков - содержит блоки одного типа (цвета) из которых составляется скрипт.

Область скриптов - область на которой располагаются скрипты, координаты выбранного спрайта, и кнопки: увеличения, нормального размера и уменьшения отображения области скриптов.