Растровая и векторная графика в Scratch

28 марта 2016 г.|Максим Хорсун

Скретч можно использовать не только по прямому назначению, но и для других учебных целей. Например, для обучения рисованию, вместо Paint на Windows, а на Mac вообще простейшего предустановленного графического редактора нет, поэтому Scratch будет прекрасным решением. 

Графический редактор Scratch поддерживает два режима графики: растровую и векторную.

Растровый режим

Изображения созданные в растровом режиме могут быть сохранены на компьютере с расширением: png, jpg и других популярных растровых форматах. Для рисованной растровой графики рекомендую использовать PNG (Portable Network Graphic) - растровый формат хранения графической информации, использующий сжатие без потерь. Нужно помнить тот факт, что максимальный размер созданного в Scratch изображения не превышает 480 на 360 пикселей (размер сцены).

Растровый режим поддерживает следующие инструменты: 

  • кисть
  • линия
  • прямоугольник
  • эллипс
  • текст
  • заполнить цветом
  • ластик
  • выбрать (выделение области)
  • удаление однородного фона
  • выбрать и копировать

Векторный режим

Изображения созданные в векторном режиме могут быть сохранены на компьютере с расширением SVG (Scalable Vector Graphics) — язык разметки масштабируемой векторной графики. Все нарисованные фрагменты такого изображения можно редактировать в любом векторном редакторе или даже в блокноте. А полученное изображение можно увеличивать бесконечно много раз не теряя качества. Поэтому ограничение размера изображения не играет никакой роли. Оно будет масштабироваться столько, сколько вам будет угодно.

Векторный режим поддерживает следующие инструменты:

  • выделение объекта изображения
  • изменение формы объекта
  • карандаш
  • линия
  • прямоугольник
  • эллипс
  • текст
  • окрасить форму
  • дублировать (умножить)
  • вперед на слой (перенести назад)
  • назад на слой (перенести вперед)
  • группировать/разгруппировать

Оба режима поддерживают: 

  • очистка листа
  • импорт изображений из компьютера
  • отражение слева-направо/справа-налево
  • увеличение/уменьшение изображения
  • режим пипетки
  • выбор толщины контура
  • вращение, сужение, растяжение объектов
  • отмена/повтор действий

Векторный формат во многом превосходит растровый, но работая сначала в одном, а потом перейдя на другой, можно увидеть все преимущества векторной графики.

Создание и сохранение изображений

Для того чтобы создать и сохранить изображение на компьютере нужно выполнить следующие действия:

  1. открыть Scratch 
  2. разворачиваем окно редактора, нажав на стрелочку между сценой и областью блоков
  3. создаем новый объект в области спрайтов. Для этого нажимаем кисточку (нарисовать новый спрайт)
  4. выбираем режим рисования
  5. рисуем изображение
  6. нажимаем правой кнопкой по изображению в панели костюмов, выбираем "сохранить локальный файл", задаём имя нашему изображению и нажимаем кнопку "сохранить".

Некоторые полезные факты

  1. некоторые инструменты меняют свои функции если зажать shift
  2. инструмент "кадрирование" работает только в растровом режиме и позволяет удалить всё, что выходит за область выделения
  3. в векторном режиме можно изменить форму любой фигуры воспользовавшись инструментом "изменение фигуры". Например, сделать треугольник из квадрата
  4. можно выбрать абсолютно любой цвет, а не только те которые предложены в палитре
  5. если вы забыли какой цвет использовали, воспользуйтесь пипеткой чтобы узнать это
  6. изображение можно увеличивать и уменьшать, чтобы прорисовывать мельчайшие детали